Вселенную финно-угорской культуры показали гостям Мордовского краеведческого музея
19.06.2023
Древние украшения-обереги с ювелирной филигранностью передающие образы священных животных. Старинные национальные головные уборы и праздничные женские костюмы мокшанок и эрзянок, вышитые замысловатым геометрическим орнаментом, в узорах которых «читаются» контуры сакральной птицы. И деревянные «солнечные кони» вырезанные мастерами из кочкуровской Подлесной Тавлы. А рядом – фантазийные современные сценические наряды, декоративные панно и ширмы, созданные выпускницами и наставниками Института национальной культуры, которые предложили собственную дизайнерскую трактовку мировоззрения древних предков, поклонявшихся природе и веривших в покровительство небесных сил.
Такой ёмкой и загадочно притягательной получилась художественная финно-угорская вселенная на новой экспозиции «Рыба, Птица, Конь», открывшаяся в Республиканском краеведческом музее им. И. Д. Воронина. В одном небольшом зале уместилась многовековая история многогранной народной культуры от «воскового вязанья» до модных нарядов XXI века.
Сразу невольно останавливаешь у витрины с ажурными металлическими подвесками, увенчанными миниатюрными бронзовыми утиными лапками и изящной головкой коня.
— Они были найденные археологами при раскопках женских захоронений Абрамовского могильника второй половины IV века на территории современной Нижегородской области и Шокшинского могильника VIII-XI вв. в Теньгушевом районе Мордовии, — поясняет один из кураторов выставки Роман Головин. – Там же, в погребениях обнаружены приспособления, использовавшиеся для «воскового вязания». Характерная особенность такой техники в том, что звенья подвесок переплетались в процессе литья. Причём, изначально ювелирным ремеслом у финно-угров занимались именно женщины. Сначала плелась заготовка из восковых жгутиков, которая облеплялась глиной. После высыхания глиняной формы, восковую основу вытапливали, а на её место заливали металл. Затем форму разбивали, и получалась ажурная подвеска.
«Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль: при движении хозяйки они издавали звон, служивший магическим средством для отпугивания «злых сил».
— Изображения уточки, рыбы, коня обнаруживаются не только в деталях старинных украшений мокшан, эрзян, шокшан, терюхан, но и у марийцев, удмуртов и практически у всех этносов финно-угорской языковой группы, – подчёркивает заведующая музейным отделом этнографии Инна Кудашкина. – То же самое прослеживается в мотивах орнамента национальной вышивки. Даже праздничную посуду, различные бытовые предметы, например ковши, наши предки «освящали» изображением сакральных животных. Что подтверждается экспонатами, собранными в ходе исследовательских экспедиций Макара Евсевьева по Поволжским селам. Этно-футуристические полотна саранского живописца Юрия Дырина, по-своему, с юмором трактующего народные мифы и предания, органично вписались в бесконечную вселенную финно-угорской культуры.
Кстати, о безграничности. Как верно заметил на вернисаже выставки директор краеведческого музея Дмитрий Фролов, многовековая культура народного мировоззрения не замыкается пределами музейных стен и художественных образов. Достаточно выйти на улицу и прямо у порога вы увидите священных уточек, важно дефилирующих по набережной, а чуть дальше – рыбаков, закинувших удочку в надежде поймать сакральную рыбину.
Новая экспозиция, добавим, задумана как часть культурно-просветительской программы, приуроченной к II Всероссийскому форуму финно-угорских народов, который пройдет в Саранске.