Шокша — малый народ Мордовии
09.01.2023
А.И.Рыжиков
Удивительный край - Центральная Россия. Вроде бы чисто русский, но даже сейчас в бассейнах Волги и Оки живет по крайней мере десяток
больших и малых народов. А когда-то их было значительно больше, и только географические названия остались свидетельствами их существования.
Например, на территории Мордовии, Пензенской и Рязанской областей нередко встречаются населенные пункты с названием Буртасы. Так именовалось племя земледельцев и охотников, территория которого была завоевана татарами, и буртасы исчезли как народ, хотя еще в составе войск хана Мамая ходили войной на Русь.
Народ мордва (морденс) как собирательное название впервые упоминается в трудах готского историка Иордана в VI в. А в русских летописных источниках XII в. читаем: «…Того же лета [1103 г. — А.Р.] бися Ярослав с мордвою… и побежден был Ярослав…». Но военное счастье было переменчивым, и славяне заселяли Приокский край, раздвигая мордовские племена к северу и югу от оси р.Оки, не истребляя, а поглощая их.
Раньше всех слились со славянами мещёра и мурома, исчезло мордовское племя терюхан, которое было самым многочисленным на территории нынешней Нижегородской области. К настоящему времени сохранились два сильных мордовских народа: эрзя и мокша, но 61% населения нынешней республики составляют русские, а по культуре и быту в обыденной жизни все они практически неразличимы.
Среди мордвы-мокши и мордвы-эрзи затерялась крохотная народность мордвы — шокша. Конечно, газет, радиои телепередач на шокшанском
языке нет, но он существует, и его с трудом понимают мордва-эрзя и еще труднее — мордва-мокша. В материалах переписи населения 2002 г. шокшане как национальность не упоминаются, однако в старых научных трудах по этнографии выделяются особо. Впрочем, в международном сборнике о народностях угро-финской языковой группы сведений о шокше тоже нет.
Распространение мордвы-шокши ограничивается сегодня двумя деревнями на крайнем северо-западе Мордовии: Шокшей и Малой Шокшей, которые находятся на речке Шокше. Деревня и река упоминаются еще в XVI в. в «Росписи мещерским сторожам». Малая Шокша возникла в конце XIX в. путем выселения части семей из Шокши, в которой ныне осталось шесть-семь человек. По справочникам, Шокша — эрзянское село, но сами шокшане эрзянами себя не считают.
XX в. снивелировал культуру шокши. Одежда, пища, обувь, жилые дома и хозяйственные постройки стали такими же, как у всех. Только изредка в деревне Шокша встречаются постройки XIX в. из местного темно-красного кирпича — кладка по аккуратности и прочности не чета
современной — кирпич один в один. Изредка щербинка времени оцарапает гладкую поверхность. Умели в старину и делать, и строить. Все делалось неторопливо — на века. Из такого же кирпича построена местная церковь, которая, как и все церкви Мордовии, сильно пострадала после революции. В 1985 г. в Шокше была еще своя хлебопекарня, пожалуй, последняя в республике. Выпекались там громадные буханки белого хлеба, раза в два побольше городских и невероятно вкусные.
Впрочем, Шокша село как село. Окружено полями. От былых дремучих мордовских лесов не осталось и следа. Лишь по лощинам да по косогорам веселыми стайками «бегут» молодые белоствольные березки. Да поля простреливаются кудрявыми прямыми линиями лесополос — наследие сталинского плана преобразования природы. И в этом лесном краю сажали в послевоенные годы лесополосы.
Если в обыденной жизни шокшане почти не отличаются от своих соседей, то в своих старинных обрядах и костюмах различия весьма заметны. На деревенском кладбище заметны огромные кресты над могилами, иногда сделанные из целых стволов деревьев. По обычаю
шокшан, величина надмогильных крестов зависит от того, насколько почитаем был человек при жизни. Чем больше добрых дел сделал, тем выше крест.
Любопытно, что шокшанки сумели до наших дней сохранить женские праздничные наряды. Каждый — произведение искусства и результат кропотливого долгого труда, в старину их мастерили зимними вечерами
при свете лучины. Сейчас трудно найти многое из того, что нужно для шитья настоящего национального костюма мордвы-шокши. Основой костюма была льняная ткань собственного изготовления. Лен до революции выращивали повсеместно в северо-западной Мордовии. Но постепенно он исчез из состава сельскохозяйственных культур.
Холщовое платье шокшанок — «панар» — украшено богатой вышивкой из отдельных разноцветных блесток. Такую вышивку называют «счетной», так как при вышивании считают количество блесток и цветных стежков нитками. Чуть мастерица сбилась со счета — и начинай все сначала.
Платье женщины подвязывали вышитым малинового цвета поясом — «каркс». Справа к поясу подвешивается «чокт» — лента из материи, украшенной маленькими колокольчиками, металлическими монетами и
раковинками каури. Само название подвески «чокт» говорит само за себя — производить при пляске как можно больше шуму, звону, среди которого четко слышатся удары раковинок друг о друга: чоккчоккчок…
Поверх панара надевали женщины шубейку, похожую на жилет, но богато украшенную лентами и вышивкой. Сама шубейка — из выделанной овечьей шкуры, а ее края отделывались оторочкой из шкурки степного зверька — сурка. Оторочка так и называлась «сурок». Но вокруг Шокши были леса, укрывавшие шокшан от набегов кочевников, а не степи. Конечно, шкурка могла быть обменным товаром
между степняками и лесным населением — об этом говорит хотя бы то, что дорогой товар — сурок — шел только на оторочку. Но вероятно, что
и сами шокшане жили гораздо южнее, и шубейку когда-то шили из сурковых шкурок.
О более южном происхождении шокши может говорить и название речки — Шукша — к северу от Пензы. Так она числится на современной карте.
Но думается, что это картографическая ошибка. В уже упомянутой Росписи мещерским сторожам (1571) река называлась именно Шокша: «…22я сторожа на речке на Шокше меж Суры и Мокшанского лесу; а сторожем на ней стояти из Кадомы, да из Темникова, да из Олаторя
12 человеком, по четыре человека из города, а бытии на сторожах из Кадома да из Темникова татаром да мордве, а из Олатора казакам, а беречи им и розъезжати направо до Мокшанского лесу, до речки до Киси, верст с 20, а налево к устью Шокше речки к Суре реке верст
с 40…». Правда, И.К.Инжеватов считает, что топоним «шокша» происходит от марийского гидронима «шокш» — рукав реки, но марийский язык распространен далеко к северо-востоку от Мордовии.
Кстати сказать, существует еще один топоним Шокша — поселок на южном берегу Онежского оз., где добывали гранит. А он, как название р.Шокша, скорее всего связан с мордвой-шокшей, если полагать, что этот народ происходит из северных степей, с той самой территории,
на которой обитали исчезнувшие буртасы. Переселившись в северные леса, они назвали лесную речку Шокшей в память о той степной речке, которую потеряли. Татаро-монгольское нашествие одну часть буртасов
подчинило, другую сдвинуло к северу в лесные дебри, а небольшая часть племени дошла и до Онежского оз. под названием шокша, и там появился топоним «шокша».
Хозяйственное освоение восточной окраины Русского государства шло медленно. И из северных мордовских лесов население стало продвигаться к югу на более плодородные земли. В известных мне исторических документах уже не встречается упоминаний о шокше. По-видимому, шокшане целиком и полностью разделили судьбу всего
мордовского народа, хотя политика Московского государства вроде бы была направлена на мирную колонизацию края. В 1619 г. издается инструкция писцам Арзамасского и Нижегородского уездов, где предписывается возвращать незаконно отнятые земли мордве. В наказе от 1684 г. князю Дивлеткильдееву, назначенному воеводой в г.Темников (шокша в то время входила в состав Темниковского уезда) говорилось: «…ему, Ивану, к мордве и новокрещенным и крестьянам держать ласки и привет и береженье и во всем их оберегать, чтобы подьячие и приставы и толмачи и всякие русские люди и иноземцы напрасных продаж и никакого насильства не чинили и ничем не обидели и объездов лишних не имели». А указ 1685 г. вообще показателен как пример рационального использования
природных ресурсов: «Всяким служилым людем мордовских и бортничьих земель и рыбных ловель и бортных лесов и бобровых гонов и всяких угодий, кроме мордвы и бортников, на оброки никому не отдавать некоторым наделы, чтобы от того мордовские угодья не запустели…». Однако одно дело приказы сверху, другое — действия местных начальников.
Но вернемся к праздничному наряду женщин-шокшанок. На висках красовались «кудрят» — украшения из хвостовых перьев-косиц диких селезней. В мочках ушей белые шары из пуха — «пух». В старину для этой цели использовали хвостики зайцев (мне их так и не пришлось видеть). Позже его стали делать из простой ваты.
Высокий головной убор шокшанок — «сорока» в праздничном костюме — в целом похож на головной убор мокшанок и эрзянок. Впрочем, он похож и на кокошник русских женщин. Это и не удивительно. Народы
живут многие века бок о бок. Но «сорока» шокшанок гуще украшалась блестками.
На лбу шокшанок красовалась широкая налобная повязка — довольно широкая полоса из липового луба или из бересты, которая драпировалась яркой материей и опять-таки украшалась блестками, металлическими монетами и раковинками каури!
Я сильно удивился, когда впервые увидел их в наряде шокшанок (раковинки каури давно известны как денежные единицы на островах Тихого океана). На о.Новая Гвинея до сих пор разменная монета называется «каури» (1 сили = 100 каури). Еще в 70-х годах XX в. можно было свободно разменивать доллары на каури и наоборот. Нить с нанизанными каури (60 см) была равна 90 центам. Крупный ананас стоил девять ракушек. Раковинные деньги были износоустойчивыми
и встречаются в археологических раскопках вдоль всего волжского пути и на Кавказе, в Скандинавских странах.
События XX в. не обошли стороной деревню Шокшу. Мордвин-шокша участвует в штурме Зимнего дворца, возвращается и тут гибнет от пули односельчанина-кулака. Как и везде, в Шокше организуется колхоз. Начинается война с Германией, и шокшане уходят на фронт. Шокшанин И.С.Пряхин удостаивается звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра, П.Ф.Начаров становится штурманом Новороссийского полка легких бомбардировщиков и за доблесть в боях удостаивается многих наград. А сколько безвестных шокшан остались лежать в сырой земле. Уже после войны получает звание Героя Социалистического Труда шокшанин И.С.Ершков за доблестный труд на шахтах Донбасса. На этих же шахтах Украины трудился шокшанский парень Игнат Апряткин. А через несколько лет вернулся в родную деревню с молодой женой-украинкой. Нина Семеновна быстро прижилась на родине мужа и стала заведовать сельским клубом. Однажды свекровь показала невестке свой национальный костюм, долгие годы лежавший в сундуке. И захотелось Нине Семеновне создать в Шокше женский фольклорный ансамбль.
Пришлось долго уговаривать старушек, чтобы те расстались с памятью своей молодости. Но старые шокшанки не только пожертвовали свои костюмы, но и научили одеваться в них. А это целая наука. Старухи говорили: «Чтобы правильно надеть наряд наш, двенадцать раз надень его, да двенадцать раз сними, тогда только научишься и, может быть, на тринадцатый раз сама сумеешь одеться». Надеть такой костюм действительно целая наука. В старину на это уходило не менее двух-трех часов.
К сожалению, приходится заканчивать это повествование на печальной ноте. Ныне в Мордовии уже нет ни материалов, из которых шились праздничные костюмы шокшанок, ни рабочей силы, способной делать столь кропотливую работу. Молодежь, как везде, уезжает в Москву
и Питер, на Север. Село беднеет людьми, как и большинство деревень Мордовии. А поля вокруг них зарастают бурьяном.
2008 г.